Главная

Наша Федерация

Новости

Статьи

Ссылки

Как с нами связаться

Ассоциация Джиу-Джитсу Украины

История дзю-дзюцу

История борьбы так же стара, как и войны на Земле. А человечество воюет с самого своего рождения. Вместе с искусством ведения войны развивались и различные способы её ведения. В частности, это относится к рукопашному бою. Немногие страны могут похвастаться собственными системами рукопашного боя. Многое с годами было утеряно, многое выдумано доморощенными "мастерами единоборств", ищущими способы заработать деньги. Но вместе с тем существуют страны, где воинские искусства являются народным достоянием и гордостью, неотъемлемой частью культуры и религии. В этих странах на протяжени веков сохраняются и приумножаются традиции воинов, бережно передаются методика и философия боевых искусств. Одной из таких стран является Япония. Мы поведём речь об исключительно эффективном древнем японском единоборстве дзю-дзюцу.

Предшественники Дзю-Дзюцу
Тикара курабэ и сумаи
Ерои кумиути и когосуко
Китайское влияние

Pазвитие Дзю-Дзюцу в Японии

Оглавление

Тикара курабэ и сумаи

Изначально в древней Японии единоборство было довольно примитивным. В древнейших японских литературных хрониках Нихонги (Анналы Японии) существует такая запись: "Номи но Сукунэ прибыл из Идзумо и ему и Тайсиа но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. И Номи но Сукумэ сломал ударом ребра Кэхая и ещё раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайсиа но Кэхая была захвачена и целиком перешла к Номи но Сукунэ"

Подобные состязания в "Нихонги" называются тикара-курабэ - "соизмерение сил". Чрезвычайно точное название, ведь именно сила, а не техника лежала в основе тикара-курабэ, и победителем становился тот, кто был сильнее физически. Тем не менее можно смело заявлять о существовании на территории Японии пускай примитивного, но всё же единоборства.

А вот одна из историй, записанная в "Кодзики" ("Записи древних дел"). В ней говорится о том, как Такэмикадзути но Ками был послан в землю Идзумо, чтобы подчинить её внуку главной богини японского пантеона Аматэрасу Оомиками, предку японских императоров. Однако боги Идзумо вовсе не хотели расставаться со своими владениями, и яростно сопротивлялись. Один из них, бог Такэминаката но ками, "явился, подняв на кончиках пальцев скалу, что только тысяча человек притащить бы смогли и сказал: кто в нашу страну пришел? А ну-ка померяемся силой! Вот я первый возьму тебя за руку"

Потом бог Тахкэмикадзуми дал ему взять себя за руку, и тут же свою руку превратил в ледяную сосульку, а ещё - в лезвие меча. И вот бог Такэмикнаката испугался и отпустил.

Тогда бог Такэмикадзуми попросил. В свою очередь, руку бога Такэминакаты, и когда взял её, то словно молодой тростник взял: обхватил и смял её, отбросил от себя и бог Такэминаката тут же убежал прочь. Естественно, что после такого "представления" все владения непослушных врагов перешли к родоначальнику страны Ямато.

Последователи Дзю-Дзюцу в этом эпизоде ясно видят применение техники дзю-дзюцу: кансецу ваза, болевые приёмы; нагэ ваза, броски и управление жизненной энергией ки. Правда, скорее всего, данная интерпретация - всего лишь плод воображения энтузиастов, а борьба без оружия более высокого уровня возникла несколько позже.

В 5-6 веках н.э. на основе тикара курабэ сложилась популярная и ныне борьба гигантов - сумо, точнее, её ранний вариант - сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому периоду относятся достоверные сведения о проведении состязаний по сумо. Так, согласно летописям, в 642 г при императорском дворце во время праздника в честь корейского посла состоялось состязание по сумо между воинами из дворцовой стражи и охранниками посольства. С того момента соревнования по борьбе стали проводиться ежегодно. Заметим, кстати, что в Корее издавна сущестовала борьба субаку, родственная японскому сумо как о иероглифическому написанию, так и по внутреннему содержанию. В китайских литературных источниках 1-го тысячелетия до н.э. также упоминается единоборство сянпу. Иероглифы этого названия в японском прочтении дают слово собоку, а в современном звучании - сумо. Другое иероглифическое обозначение сумо возводите его генеалогию к китайской народной борьбе цзюэди, также получившей развитие с доисторических времён. Имеются упоминания об индийском варианте сумо - нара.

Изначально правила сумо предусматривали не только толчки, сбивы захваты, но и удары руками и ногами, другие боевые приёмы. Со временем искусство боя модернизировалось и приёмы стали носит более изощрённый характер. С 12 века наметилось размежевание спортивного и боевого сумо. Спортивное сумо исключало удары и боевые приёмы и практиковалось на праздниках, ярмарках при дворе императора. Боевое сумо больше отвечало потребностям воинов, заинтересованных в создании эффективной системы борьбы без оружия и против оружия. Так на основе древнего сумо стали возникать новые виды единоборств, впоследствии породившие удивительное многообразие школ и направлений дзю-дзюцу.

Оглавление

Ёрои кумиути и когосуку

Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если он только не принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приёмов боя без оружия могло сослужить неоценимую службу воину на поле боя или в покоях дворца, куда входить с мечом было запрещено.

Примерно с 10 века параллельно со становлением воинского сословия самураев начала складываться специальная борьба в доспехах - ерои кумиути (иные названия - ерои-гуми, кумиути, каттю-гуми) . Во многом она походила на своего "раннего собрата" сумаи - те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь в сражении бойцы носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно приобретённый жир. Да и громоздкий панцирь не позволял взять захват. Тем не менее, технический арсенал ёрои кумиути был намного богаче. Ограничений не существовало - важен был результат. Ударная техника, как правило, не практиковалась, так как о стальной панцирь доспехов скорее можно было самому получить травму. Зато большим успехом пользовались удары специальным кинжалом - ёрои доси, который носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось большое мастерство, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая рука извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела врага. Сделать это в бою было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да ещё под строго определённым углом. Главным в ерои кумиути было правильное использование бёдер. Достигалось это при помощи обоюдного симметричного захвата ецу гуми. Оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранить относительную мобильность и равновесие и контролировать действия врага. Мастера ёрои кумиути стремились максимально использовать конструкцию японских доспехов. Так, например, при нападении сзади рывком за козырёк шлема вверх можно было сломать шейные позвонки.

В те далёкие времена сражение носило характер колоссальных турниров с громкими провозглашениями своей радости и театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не имеющим благородного происхождения или не назвавшим своего имени. Всё это и предопределило специфический характер ёрои кумиути, как искусства побеждать в рукопашном бою в доспехах один на один. Его последователи не задумывались о необходимости защиты сзади и зачастую оказывались жертвами своих недосмотров.

На протяжении примерно семи веков , с 10-го по 16-й век, ёрои кумиути была главной формой борьбы без оружия. Но канонизирована она была довольно поздно - в 15 веке школой Ууцуми Ходзан Рю, созданной в 14 веке учениками легендарного основателя японских бу-дзюцу (воинских искусств) дзенского монаха Дзион Ууцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

Когусоку

В 16 веке при Тоетоми Хидэёси появились облегчённые доспехи конструкции знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. Нововведение было связано с появлением огнестрельного оружия. Что ставило под сомнение безопасность доспехов самурая. В новом варианте панцирь приобрёл вид чешуи, состоявшей из тонких железных пластин. Такой доспех назывался Гусоку. Его уменьшенная разновидность, состоявшая только из набедренника, наколенников и латных нарукавников называлась "малый доспех" - когусоку. То же название получило и единоборство для воинов в лёгком снаряжении. Когусоку являлось дальнешим этапом развития ёрои кумиути и было очень близко к современному дзю-дзюцу. Возникновение когусоку связывают с Такэноути Хиса мори. В июне 1532 года, как гласит легенда, Такэноути явился во сне горных монах-отшельник и продемонстрировал различные боевые техники, также он объяснил спящему самураю преимущества лёгкого снаряжения над тяжёлыми доспехами в плане подвижности и маневренности. С тех времён и поныне существует школа дзю-дзюцу Такэоути-Рю.

Имеются также сведения об ещё одном термине, обозначающем систему единоборств. Это коси-но мавари. В переводе на русский язык - "окружающие поясницу". Здесь речь идёт об ещё одном варианте системы когусоку. Связано это с сокращённой формой самурайского доспеха гусоку, состоящего из грудинной пластины, наголенников, наручей и набедренника.

По сравнению с ёрои кумиути арсенал когусоку и коси-но мавари был значительно шире. Помимо бросковой техники, различных удушений, активно стали применяться различные удары руками, ногами, коленями, локтями в уязвимые не защищённые доспехами места. Когусоку в тот период полностью ещё не вытеснило ёрои-кумиути, так как самураи высокого ранга всё ещё носили тяжёлые доспехи.

Оглавление

Китайское влияние

Хотя дзю-дзюцу является продуктом японской культуры, нельзя умолчать о влиянии китайских систем на становление и развитие дзю-дзюцу.

Наиболее известна версия о китайском эмигранте Чэнь Юаьбине. Чэнь Юаньбин (в японском прочтении - Тин Гэмпин) родился в 1587 году в провинции Чжэнцзян и получил хорошее образование. Имеются также данные о его обучении в легендарном храме боевых искусств Шаолине. Уже зрелым мастером в возрасте 35 лет в 1621 году Тин Гэмпин впервые посетил Японию. Приехав в Киото в качестве переводчика при посольстве, он зимой того же года поступил на службу к князю Мори. Около двух лет он провёл в г. Нагато в имении семьи Мори. А возрасте 38 лет в 1625 году поселился на горе Корин-дзан в уединённой келье ревностного поклонника буддизма Нагатаю Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год был построен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи (в 1657 году монастырь погиб от пожара и был перенесён на гору Нагатоси-яма, где возродился под названием Нагатоси-яма Кокусё-дзи). Кокусё-дзи и стал основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбиня. Его первыми учениками стали три ронина(бродячих самурая): Фукуно Ситироэмон, Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзимон, монах Кюэн и члены семьи Нагатоя. Пройдя обучение у китайского мастера, его ученики на протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав её "Гэмпин-Рю Дзю-Дзюцу". Знания этого мастера стали истоком и для других воинских искусств. Сведения о деятельности Чэнь Юаньбина встречаются во многих источниках: в "Бугэй Кодэн" ("Малая летопись истории воинских искусств"), "Бу-дзюцу рюсо року" ("Записи об основателях воинских школ"), "Кито-Рю Кэмпо хисэбун" ("Собрание записей о кэмпо школы Кито-Рю") и других, но источники сильно различаются в изложении событий. Поэтому потребовалось провести ряд исследований, чтобы восстановить деятельность великого мастера. Большую роль в этом сыграл авторитетнейший специалист по истории Дзю-Дзюцу Мацубара Намиудзи, опубликовавший работу "Тин Гэмпин-но кэнкю" ("Исследование о Тине Гэмпине").

Однако Тин Гэмпин не был первым, кто познакомил японцев с китайскими единоборствами. Здесь следует отметить, что китайское влияние ощущалось в те времена повсюду. Китай "диктовал моду" практически на все области жизни от театра и чайной церемонии до буддизма и воинских искусств не только в Японии, но и в Корее, Вьетнаме, Бирме и т.д. Имеются сведения о школе Сёсё-рю (школа всех наград) , сообщения о которой исчезают и сточниках 12-14 веков. Создателем школы считается выходец из знаменитого китайского рода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы рук и ног, сверхзакалка ударных поверхностей. Чтобы пробивать тяжёлые самурайские доспехи. Заметный след в истории японской борьбы без оружия оставила школа "Тёсуй-рю", созданная Отомо Комаро, изучившим китайское цюань-шу (в японском произношении - "кэмпо") у мастера Чзяньчженя, приехавшего в Японию во время правления императора Кокэна (749-758 гг.). Позже, в средине 14 века, самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал её технику, добавив приёмы китайского наставника Суньчжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тесуй-рю "дакэн-дзюцу" - "искусство кулачных ударов". Техника боя Тёсуй-рю стала основой "Куки-синдэн-рю" - одной из самых влиятельных японских воинских школ. Исследуя школы Сёсин-рю и Тёсуй-рю, мы явно могли проследить их связь с шаолиньской жёсткой ударной техникой. Хотя в Китае существует множество систем боя с оружием и без оружия, можно утверждать, что японцы не получили полной информации хотя бы об одной из них. Японцы называли эти китайские формы "хакуда" или "сюхаку", причём оба термина означали "бить рукой". Имеются также сведения о "цинна" - боевом единоборстве, имеющем в своём арсенале броски, заломы, удары по боевым точкам. Цинна широко практиковалось монахами храма Шаолинь и, вероятно, попало в Японию.

Оглавление

Развитие Дзю-Дзюцу в Японии

С окончанием междоусобных войн и установлением долгожданного мира был дан невиданный толчок развитию боевых искусств. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом на коне, в доспехах, с различным оружием, ушли в прошлое и взгляду мастеров открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций и научных изысканий. 17-й век стал временем активного осмысления огромного боевого опыта, полученного за долгие годы войны. Совершенствовались техники борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы. В результате долгих трудов и усилий, переходов от тикара-курабэ к сумаи, от ёрои кумиути к когосуку и коси-но мавари родилась новая боевая система, которой и по сей день нет равных в области боя без оружия - Дзю-Дзюцу, искусство хитрости, мягкости. Эта система известна также под названиями "явара", "торитэ", "тай-дзюцу", "ва-дзюцу" и т.п.

Само понятие мягкости полно глубокого смысла. Мастер дзю-дзюцу побеждает сильного или вооруженного противника не физической силой, а упругой податливостью. Мастер не тратит свои силы, а, напротив, изматывает врага, пропускает силу врага мимо себя и добавляет своё небольшое усилие. Вот только это самое небольшое усилие и таит в себе множество сюрпризов для врагов. Это удары в уязвимые места, смертоносные удушения и костоломные приёмы, неожиданные и травмоопасные броски, использование так называемого малого подручного оружия.

Красочная японская легенда рассказывает о легендарном враче и мастере воинских искусств Акаяме Сиробеи, который одно время жил в Китае, изучал китайскую медицину и единоборства (по некоторым данным - цинна). После возвращения на родину, Акаяма Сиробеи однажды, прогуливаясь в саду после обильного снегопада, заметил, что под тяжестью снега все деревья сломались и лишь только ветви ивы (по другим данным - сакуры) прогибались, сбрасывали снег и гордо поднимались. "Мягкость одолеет силу и зло!"- воскликнул с радостью Акаяма Сиробеи. И после длительного исследования и отбора приёмов создал школу Дзю-Дзюцу Ёсин-рю. По другой версии, имя мастера было - Ёсин Миура. Одним из учеников Ёсин-рю стал в 1815 году некий Исо Матаэмон, впоследствии - величайший мастер Дзю-Дзюцу и непревзойдённый боец, основатель школы Тенсин-синъё-рю.

Обучение Дзю-Дзюцу велось внутри самурайских кланов. Сначала ученики изучали базовые техники, потом разучивали сложные боевые комбинации. На всех стадиях велось духовное воспитание. Ученикам прививались определённые философские и жизненные принципы, определяющие их дальнейший жизненный путь. Ученик, овладевший всем техническим арсеналом школы посвящался, если того заслуживал, в её тайные знания - окуден. Ему открывались наиболее эффективные приёмы школы и методы их освоения. На этом же этапе ученик активно занимался своей психофизической подготовкой. Используя ситуационные методы, он развивал свои способности в управлении и концентрации жизненной энергии ки. Специальные психофизические методы и приёмы медитации, пришедшие в школы дзю-дзюцу из дзенских монастырей, позволяли настолько закалить дух и тело учеников, что они могли выдержать любые лишения и нагрузки.

В чём же отличие "Искусства Мягкости" от других систем?

Во-первых, в его универсальности. Технический арсенал Дзю-Дзюцу включает в себя множество техник - это всевозможные удары, болевые и удушающие приёмы, броски, работа с оружием и против оружия.

Во-вторых, техника предусматривает использование усилий и движений самого противника, применяются специальные отвлекающие действия, уходы с линии атаки, хитроумные приёмы.

Третья особенность заключается в том, что Дзю-Дзюцу не стоит на месте, а постоянно обновляется. Наряду со старыми классическими школами ко-рю, история которых насчитывает столетия, появляются "новые" школы син-рю, взявшие базовые элементы старинных школ и требования современной эпохи. Например, не было раньше оружия со штыками, ударов прикладом винтовки или автомата, нападения с сапёрной лопаткой, угрозы огнестрельным оружием. Совершенно другие требования возникли не только у военных, но и в вопросах бытовой самообороны. Новые школы, син-рю, всё это учитывают, и всё время находят методы наиболее положительного использования приёмов. К новым школам относятся: Госин-рю("Школа пяти принципов", основана японским мастером Кавайси в 1-й половине 20го века); Хакко-рю ("Школа восьми лучей света", основана Рюхо Окуямой, мастером школы дзю-дзюцу Дайто-рю); Хокусин-ко-рю ("Школа северного духа", основал шведский мастер Ян Эрик Карлссон); Томики-рю (создатель - Томики Кэндзи, ученик создателя айкидо М. Уэсибы). Сюда же можно отнести и современные творения: советское Самбо, Айкидо, Дзю-до, корейское Хапкидо и др. Hо вместе с тем не пресекаются и свято чтутся старинные школы ко-рю: Дайто-рю, Ягю-Синган-рю, Кираку-рю, Апаки-рю, Рёи-Синто-рю, Асаяма итиден рю, Такэноути-рю, Тэнсин-синъё-рю, Ёсин-рю, Кито-рю, Куки-Синден-рю и многие другие. Всех школ не перечислить. На конец 19 века в Японии насчитывалось около семисот школ Дзю-Дзюцу. История развития и особенности школ - это очень интересная тема, которая требует отдельного тщательного внимания.

Школы соперничали между собой, доказывали свои преимущества, подчёркивали отличия, но, бесспорно, общих черт было намного больше, а все разногласия и неувязки были вызваны, прежде всего, материальной стороной и борьбой за сферы влияния.

"Дзю еку го-о сей-суру" - "Мягкость одолеет силу и зло" - эта древняя японская пословица актуальна и в наше непростое время. Она как нельзя лучше выражает теоретическую платформу Дзю-Дзюцу. С научной точки зрения. Дзю-Дзюцу можно назвать средством воспитания отношения человека к окружающему миру и людям. Дзю-Дзюцу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные методы закаливания тела и воли. Дзю-Дзюцу представляет собой стройную систему, которая позволяет побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого искусства, Дзю-Дзюцу объединяет в себе все наиболее эффективные приёмы как при борьбе на дальней и средней, так и при борьбе на ближней дистанции, сидя и лёжа. Выполнение приёмов Дзю-Дзюцу основано на глубоком понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей. Некоторые псевдомастера пытаются заполнить пробелы в своих знаниях мистическими теориями и сказками из жизни великих мастеров, что, зачастую, приводит к искажённому пониманию основополагающих принципов Дзю-Дзюцу. Потому хочется предостеречь начинающих свой путь в боевом искусстве от его поверхностного изучения и настроить их на вдумчивое и глубокое изучение техники, традиций и теоретических основ Дзю-Дзюцу.

Президент Запорожской Федерации Дзю-Дзюцу
Дьяков В.Н.

Украинский портАл